Загрузите в Загрузите в

Гудаури на Новый год. Путевые заметки

Последнее обновление 
Авто отчета: cheblack

«Эх, собака, не знаешь ты своей печали…»

Гудаури на Новый год (29 декабря 2004 г. – 9 января 2005 г.). Путевые записки.

После отличной поездки в Армению на прошлый Новый год очень хотелось встретить 2005 год в Грузии. Сравнить впечатления. Так и было сделано.
Набралось 18 человек. В самолете летело еще около 20 человек бордеров. А вообще после прошлогодней статьи о Гудаури на онборд.ру в Грузию собралось порядка сотни (или даже больше) российских бордеров и лыжников. Короче, недостатка в компании не было. И уж совсем не было такого, как в прошлом году в Армении, когда на Техенисе мы катались практически в одиночестве. В Гудаури тусовка была практически повсюду.

Дорога и общие впечатления
После обычных аэропортовых проблем с авиакомпанией «Сибирь», которая бесплатно провозит сноуборды только в том случае, если каждая доска упакована в отдельный чехол и больше в чехле нет ничего, кроме доски и креплений (это обидно, учитывая, что чехлы для сноуборда изначально предназначены не только для досок, но и для набивания их всевозможной снарягой), мы закупились алкоголем и расслабились в ожидании дорожных впечатлений.
Их было масса. Авиакомпания «Сибирь», билеты которой мы купили, дала рейс на откуп авиакомпании «Грузинские национальные авиалинии», которая, в свою очередь наняла самолет Армянских авиалиний с полностью армянским экипажем. Армянские стюарды на рейсе в Тбилиси – довольно суровые люди. В ответ на наше громкое распитие спиртных напитков в салоне, обещали «высадить с самолета». Причем в этот момент мы уже находились где-то над Кавказскими горами.
По прилете в Тбилиси быстренько заполнили анкеты, отдали по 20 баксов и получили грузинские визы. Единственной проблемой при этом была очередь – примерно часа на полтора. Но получать визу в Москве все равно получится дольше.
Кстати, грузинская виза, несмотря на то, что ее так нетрудно получить, выглядит очень внушительно (ничуть не хуже шенгенской и на порядок круче, чем всякие египетские штампики).
После получения виз мы сели в заранее заказанный автобус, отправились в турагенство, чтобы оттуда поехать в Гудаури. По пути обменяли деньги. В Грузии признают только доллары и местные деньги – лари. Рубли не котируются, к евро грузины тоже относятся недоверчиво. За 1 доллар дают примерно 1,8 лари. В крайнем случае, грузины могут согласиться принять и доллары, но делают это не слишком охотно.
По пути также заехали в супермаркет и закупились соками, спиртным и прочими необходимыми мелочами (в Гудаури все значительно дороже, чем в Тбилиси, а ассортимент гораздо хуже), а потом отправились уже непосредственно в Гудаури.
Надо сказать, что поездка на большом туристическом автобусе по горной дороге ночью – довольно захватывающее зрелище. Особенно прикольно, когда перед поворотом тебе кажется, что поворот будет на 90 градусов, а поворот оказывается на все 180 и, пока автобус поворачивает, перед огромным лобовым стеклом медленно проезжают дорожные столбы, а за ними в свете фар смутно виднеются скалы и пропасти.
Гудаури расположен прямо вдоль Военно-грузинской дороги, немного не доезжая до Крестового перевала. Поэтому, гуляя по Гудаури, довольно часто можно встретить огромные заляпанные грязью тяжелые грузовики, которые медленно и натужно поднимаются на перевал (где расположен пограничный пункт Ларс российско-грузинской таможни) или так же медленно и осторожно спускаются в Грузию.
Вопреки ожиданиям, Военно-грузинская дорога оказалась довольно узкой и извилистой горной дорогой. Большие грузовики и автобусы чувствуют себя там неуютно и еле плетутся. На большом автобусе до Гудаури можно трястись до трех с половиной часов, тогда как на маршрутке тот же путь занимает от силы два-два с половиной часа. Поэтому ехать до Гудаури удобнее и гораздо быстрее либо на такси (нормальная цена – 50-60 лари, из аэропорта просят 90 лари, но если поторговаться, то цену можно сбить), либо на маршрутке (ежедневно ходят из Дидубе (район в Тбилиси) до половины пятого вечера и стоят по 6 лари с носа (то есть 90 лари за всю маршрутку на 15 человек)). Еще маршрутку можно заказать прямо в аэропорту или через турагентов. В целом, насчет транспорта можно особо не париться заранее. Транспорт до Гудаури найти – не проблема.
Кстати, распространяемые российскими СМИ слухи о том, что на Военно-грузинской дороге регулярно бывают снежные заносы, завалы, обвалы и лавины – все это вранье. После довольно сильного снегопада (выпало не меньше 30 сантиметров снега) дорога была полностью расчищена в течение двух-трех часов. На дороге постоянно работает снегоочистительная техника, все делается достаточно оперативно.
Вообще, горнолыжный курорт в Гудаури кормит всю окружающую территорию, поэтому в Гудаури надолго не отключают электричество (если только и вечером и ненадолго – пока переключаются подстанции), подъемник всегда работает, а к туристам отношение как к родным.
С полицией в Грузии у нас не возникло никаких проблем. Ни с какими проверками паспортного режима и прочей фигней (как в Москве) нам столкнуться не пришлось. По словам местных такое в Грузии не практикуется. Полицию уважают (неоднократно слышал от грузин в разговоре фразы типа «теперь полиция денег не берет»), полицейских на улице мы почти не встречали – они патрулируют местность на автомобилях и вмешиваются только при необходимости.
Никаких военных действий, солдат или чего-то подобного в Гудаури мы не видели. Лично я в Грузии вообще и в Гудаури в частности чувствовал себя намного спокойнее, чем в Москве.
Само Гудаури можно условно разделить на две зоны. Первая – отели, которые находятся внизу первой очереди канатной дороги. Это «Марко Поло» (Спортотель «Гудаури»), «Сно», «Озон», «Панорама», «Шелли» (возможно, есть еще какие-то, о которых я просто не знаю).
Вторая – отели, которые находятся непосредственно в Гудаури, и от которых можно выкатиться ко второй очереди канатной дороги. Это несколько безымянных гостиниц и Шино (прим. ред. Шино-1 оно же "Белое Шино" и гостиница принадлежащая совершенно другому хозяину Шино-2 оно же "Красное Шино"), гостиницы «Звезда» и «Крестовый перевал». Там же находятся детская спортивная школа, отделение полиции, бар «Курятник», магазин Зеи и, возможно, что-то еще, о чем мне просто не известно.
От первой зоны до второй можно добраться либо по Военно-грузинской дороге (со всеми извивами, поворотами и подъемами получается примерно 6-7 километров, то есть 5-10 минут на машине или полтора часа пешком), либо по горнолыжной трассе (примерно 20 минут пешком, если идти вниз). В принципе, вниз имеет смысл идти пешком, а вверх – ехать на машине.
Доехать от первой зоны до второй на машине стоит 5 лари. В «Марко Поло» за ту же услугу просят от 20 до 25 лари. Это обдиралово. Лучше зайти в «Сно», «Озон» или любой из домиков, которые находятся рядом с «Марко Поло», и спросить насчет машины. С большой вероятностью вы машину найдете. Еще можно позвонить местным жителям по имени Тамаз (+995 99 215184) или Вано (+995 99 988805), которые занимаются в Гудаури перевозками и довезут вас на микроавтобусах за сдельную цену (от 5 до 10 лари, в зависимости от обстоятельств). К ним же можно обращаться насчет того, чтобы доехать в Тбилиси и т.п.
В принципе, в первой зоне расположены более комфортабельные гостиницы, чем во второй. Вместе с тем, тот же «Крестовый перевал» – гостиница в высшей степени достойная, кроме того, это гостиница довольно большая и там постоянно происходит какой-нибудь движняк. Где селиться – наверху (в Гудаури) или внизу (рядом с Марко Поло), по большому счету, значения не имеет. Доступ к канатке удобный практически ото всех гостиниц, а от некоторых более удаленных от канатки гостиниц к канатке бесплатно возят на машине.
Нам с гостиницей не повезло. «Белая Шино», хозяйку в которой зовут Дариджан, – наверное самая паршивая гостиница во всем Гудаури. Об этом я напишу отдельно.
Особенно это было видно по контрасту с просто феерическим гостеприимством, которое нам оказывали во всех остальных гостиницах, барах, ресторанах, забегаловках, отделениях полиции, станциях канатной дороги, а также в других местах Гудаури и Тбилиси.
Рядом с нашей гостиницей (и недалеко от гостиницы «Крестовый перевал» (Cross Pass)) находится бар «Курятник». Атмосфера там такая, что зайти туда под Новый год и выйти оттуда трезвым было просто нереально трудно.
Когда мы зашли туда первый раз (просто заглянули посмотреть, что тут есть, чтобы ознакомиться с обстановкой), то нас чуть не насильно усадили, напоили домашним вином, накормили, наговорили приятных вещей и отпустили только через час, после того, как в «Курятник» зашла партия лыжников из «Крестового перевала».
Пьяненкими мы сели в машину, которая как раз ехала к «Марко Поло» (Спортотель «Гудаури»). В «Марко Поло» мы только зашли в бар посмотреть, что там есть, как меня остановил пожилой грузин благообразного вида (потом выяснилось, что это был менеджер зимнего сезона «Марко Поло») и у нас состоялся такой диалог:
- Как тебя зовут?
- Дима.
- Садись, Дима. Пить будем.
После чего буквально все грузины, которые сидели в баре, угощали нас вкуснейшей чачей и вином до тех пор, пока мы вообще могли на ногах стоять. А потом довезли до гостиницы, наговорили много хороших слов и отпустили с миром.
По словам тех, кто был в Гудаури уже не в первый раз, такое в Грузии совершенно в порядке вещей.
Больше всего мне запомнились два тоста. Первый сказал не помню кто, но звучало это примерно так: «Ребята, мы очень рады, что вы не испугались ваших новостей и приехали в Грузию. Знайте, что, приезжая сюда, вы приезжаете не просто к друзьям. Вы приезжаете к братьям! (дзынь, пьем до дна)».
Второй сказал Кики – главный спасатель Гудаури, и звучало это примерно так: «Ребята, если вам хоть кто-нибудь здесь скажет хоть что-нибудь обидное – звоните нам, и мы сами похороним его в снег! (дзынь, пьем до дна)».
Не могу сказать, что такое продолжалось прямо каждый день, но пьянствовали мы в Гудаури с грузинами регулярно, и каждый раз было здорово. В радушии и искусстве обставить застолье грузинам не откажешь, это факт.
Новый год мы встречали примерно так же. Бузили в «Крестовом перевале».
В принципе, ресторанов в самом Гудаури нет, кроме ресторана «Марко Поло», который открыт только для жильцов самого «Марко Поло». Есть бары в каждом из отелей, есть «Курятник», по этим точкам и происходит ежевечерний движняк. Народу в этом году в Гудаури было много, поэтому скучать нам не приходилось. Если поселиться в «Озоне» или «Крестовом перевале», то скучать точно не придется, так как там тусовка происходит постоянно (хотя на 90 % то, будет вам скучно или нет, зависит от вас самих).

Горы и катание
Теперь собственно о катании. Общий перепад высот в Гудаури составляет около 1 километра (нижняя точка подъемника – отель «Марко Поло» – находится на высоте 2.003 метра над уровнем моря, верхняя точка подъемника находится на высоте чуть более 3 тысяч метров). Есть три очереди подъемника.
Первая годится фактически только чтобы подняться от «Марко Поло» до второй очереди подъемника, на которой и катается большинство отдыхающих.
Вторая очередь – самая длинная. Склоны на ней в целом довольно пологие (хотя встречаются и крутые места), но очень изрезанные всевозможными складками. Трасса вьется по этим складкам, уклоны чередуются в выположенными участками, трасса разветвляется, снова соединяется, в общем, кататься здесь интересно, а скорости в итоге могут быть более чем приличными. Кроме того, всегда можно выехать за пределы трассы, благо потеряться в Гудаури довольно сложно (при соблюдении определенных разумных условий).
Из-за того, что склон для катания очень широкий, а трасс на второй очереди несколько, то поначалу непросто понять, где нужно повернуть на ту или иную трассу.
Зато из-за того, что склон широкий, на склоне есть очень много интересных мест, и даже через три или четыре дня после снегопада можно найти множество нетронутых участков целины, до которых просто никто не догадался добраться.
Трасса регулярно ратрачится. На второй очереди можно замечательно учиться, так как уклон в целом небольшой и позволяет отрабатывать всякие разные новые элементы катания, а трасса длинная и хватает времени, чтобы разобраться в своих ошибках.
К услугам тех, кому вторая очередь покажется чересчур пологой, есть третья очередь подъемника. Длина подъемника на третьей очереди – чуть больше километра (настоящего километра, а не того «километра», который в Степаново), перепад высоты составляет примерно 270 метров.
Третья очередь в Гудаури – это большой пупырь с достаточно крутыми склонами (в некоторых местах градусов до 30, где-то может и 35 есть), с которого ведут две трассы.
Одна трасса идет вокруг горы, на ней есть сначала крутой разгон, затем длинное выполаживание (на котором можно вообще остановиться, если не разогнаться заранее), затем относительно пологий, длинный и ровный склон, ведущий к подъемнику (при желании здесь можно очень хорошо разогнаться).
Вторая трасса ведет напрямую в сторону подъемника. Сначала она также крутая, затем тоже довольно резко становится более пологой и подходящей для расслабленного катания.
Кроме того, с третьей очереди можно кататься в любую сторону вне трассы. Главное – не уезжать слишком далеко влево от подъемника, а то можно попасть на склоны, которые уведут вас далеко не только от подъемников, но и от отелей. Выбираться оттуда придется самостоятельно.
На наших глазах два человека уехали таким образом влево от подъемника и потом два часа среди бела дня карабкались вверх по гребню, чтобы потом траверсом выехать к Марко Поло или к дороге.
Несмотря на то, что в целом склоны в Гудаури довольно пологие, но на них достаточно мест, на которых можно накопать замечательные трамплинчики. За время нашего пребывания в Гудаури бордерами было построено три трамплина в разных местах. Ребята с онборд.ру (Штакет сотоварищи) трамплины игнорировали, зато оккупировали два нехилых скальных сброса, которые имеются на третьей очереди (один – метра два или три высотой, а второй – метров под восемь), и устраивали там фотосессии. Несколько трамплинчиков, надувчиков и других подбрасывающих мест есть и на второй очереди. В общем для любителей полетать места в Гудаури имеются.
Для любителей позабираться в разные недоступные с канатки места в Гудаури есть услуга хели-ски. Правда есть она не всегда. В нашем случае вертолет обещали после 15 января, то есть уже после даты нашего отъезда. Какие маршруты, кто гиды, выдают ли лавинное снаряжение, сколько человек должно быть в группе, сколько все это стоит и другие детали хели-ски в Гудаури мы не узнавали. Однако узнать это не составляет никакого труда.
Вокруг Гудаури полно разных вершин, на которых лежит много снега и на которые, очевидно, можно выбрасывать группы лыжников и бордеров. Часть этих вершин без особых проблем доступна и пешком. Так, ребята, которые жили в отеле «Озон» (evo_viii, nishtyak и иже с ними) пару-тройку раз расписывали горы, которые находятся на расстоянии прямой видимости от канатки. По их словам на один подъем пешком нужно полтора-два часа времени. Со стороны такие спуски выглядят очень красиво – ими любуется вся канатка, так как горы, по которым спускаются – как на ладони.
Лавинная опасность, по словам спасателей, в Гудаури существует. В заключительные два дня нашего катания наверху третьей очереди канатки были даже воткнуты два красненьких кружочка с объявлениями «Avalanche risk. Skiing only on pists».
Состояние снега (по моему скромному мнению) при этом действительно было такое, что он мог поехать (верхний слой наста легко отрывался кусками). Однако склоны на третьей очереди к тому времени были уже укатаны в мелкую клеточку до такой степени, что сыпаться с них было просто нечему. На второй очереди же уклоны не такие большие, поэтому лавиноопасных мест там, наверное, и вовсе нет.
Впрочем, один лавинный след я лично на третьей очереди все-таки видел. Но лавина была очень узкая и небольшая. Так что предупреждения о лавинной опасности в нашем случае были скорее перестраховкой. Вполне возможно, что на окружающих Гудаури горах лавинная опасность больше, но на самой трассе в Гудаури и неподалеку от подъемников кататься можно совершенно спокойно.

Тбилиси и достопримечательности
В дни, когда не хочется кататься, можно съездить в Тбилиси или еще куда-нибудь. Мест полно. Местные жители с удовольствием расскажут, куда можно съездить. Природа в Грузии живописная даже зимой. Крепости разные вдоль дороги попадаются, церкви, вагончики-хинкальни, развалы сувениров и много всякого интересного.
В Тбилиси интересно просто погулять, но лучше взять за 100 баксов на сутки машину, водитель которой вас за эти деньги заберет из Гудаури, повозит по всему Тбилиси, завезет куда вы еще захотите, покажет самые лучшие рестораны и хинкальни, сторгует для вас мандарины на рынке по 30 тетри за килограмм (это чуть больше 5 баксов за 13 килограмм мандаринов) и вообще покажет Грузию лицом.
Сам город Тбилиси классный, но уж очень грязный. Так что в сумерках там находиться приятнее, чем при дневном освещении. Из достопримечательностей Тбилиси есть храм Троицы (самый высокий православный собор в мире), фуникулер (грузины называют его трамваем, после войны он пока не восстановлен, зрелище разрушенной станции фуникулера просто офигенное), смотровая площадка, площадь с ушами Андропова (здание такое забавное), старый город (переплетение маленьких грязных улочек с развешанным бельем на веревках, мостовые верх-вниз, деревья, прорастающие сквозь заборы, балки, торчащие сквозь дыры в стенах, собаки, лающие с верхних этажей, дети, играющие в футбол на наклонной плоскости), статуя Матери Грузии на горе над городом, старая крепость в самом центре, улица Руставели, расцвеченная огнями (типа, Бродвей, и все такое), чумовые грузинские граффити на стенах. Люди везде очень приветливые и радушные. По-русски в Тбилиси говорят наверное все.
Из достопримечательностей рядом с Тбилиси есть город Мцхета (древняя столица Грузии), укрепленный храм Джвари над слиянием рек Арагвы и Куры (то самое место, про которое писал Лермонтов), плотина Цхинвальского водохранилища (офигенное море зеленой воды в промежутке между горами – красиво). Можно поехать в Казбеги, где делают лучшее грузинское пиво и где находится какая-то очень крутая и древняя крепость. Можно посмотреть на скалу, на которой сидел отец Федор из «12 стульев» (по слухам, сами мы не ездили). Можно, наконец, поехать подальше и заглянуть на другой грузинский горнолыжный курорт Бакуриани (он дальше на запад от Тбилиси). Можно поехать в Хванчкару и попробовать настоящую Хванчкару (потому что ее делают всего 50 тысяч бутылок в год и все, что нам в России продают, даже если вино очень дорогое, – это почти гарантированно подделка). Интересных мест в Грузии просто очень много.
Из мест, которые я лично посетил, хочу порекомендовать ресторан «Картули» на улице Ахвледиани (это параллельно с Перовской улицей) в Тбилиси. Офигенное место, очень вкусно кормят, очень классный интерьер, отличное обслуживание. И справедливые цены (за 15 баксов с человека – объедитесь).

Денежный вопрос
Вся поездка (включая алкоголь и прочие подарки) обошлась лично мне в 1.100 долларов США за 12 дней. При этом можно сказать, что я себе не отказывал ни в чем.
При желании (не выезжая из Гудаури и немного умереннее тратя деньги) можно уложиться и в 900 долларов. А если ехать в Гудаури через Владикавказ (это будет дольше и наверное менее безопасно, но зато практически гарантирована веселая вечеринка с пограничниками и куча других дорожных впечатлений), то поездка может обойтись и того дешевле.

О турагентах и отелях
Особо хочу сказать следующее. В Интернете сейчас крайне мало КОНКРЕТНОЙ полезной информации о Гудаури и отелях, расположенных в нем. До фига абстрактных отчетов, а конкретных телефонов и имен практически нет. Этим пользуются всякие турагенты, которые беспардонно делают деньги буквально на пустом месте, пользуясь тем, что туристы не знакомы с местной спецификой и не могут все узнать только по Интернету и телефону. При этом работу свою эти турагенты выполняют крайне непрофессионально и допускают непростительные ошибки.
Мы, например, воспользовались услугами фирмы «Дила Плюс» и остались крайне недовольны. С нас содрали почти 15 процентов комиссионных и за это мы получили отвратительный отель («Белая Шино»), скупую и скаредную хозяйку, кучу неприятных неудобств.
Турагенты, конечно, в этом не виноваты, но если бы турагентов не было, то мы бы легко сменили отель и никаких проблем бы не было. А так – с нас содрали 100% вперед и нам пришлось жить в плохом отеле до конца поездки.
При этом в других отелях (кроме откровенно дешевых) по словам их постояльцев все было замечательно.
В связи с этим рекомендуем НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не останавливаться в отеле «Белая Шино». Это реальный ОТСТОЙ. (прим. ред. мы жили в "Красном Шино" и остались очень довольны :))
Чтобы больше никому не пришлось обращаться к турагентам и переплачивать за отстой так же, как переплатили мы, привожу список известных мне отелей Гудаури, прямых телефонов их хозяев или управляющих, а также мои краткие субъективные оценки этих отелей.

Отель «Панорама». Расположен чуть ниже «Марко Поло», недалеко от «Озона». Есть бар, маленький бассейн, сауна, хозяин готов помочь в организации любых развлечений: хели-ски, ночное катание со снегоходов, конные прогулки, поездки на четырехколесных мотоциклах, полеты на параплане и т.п. Хозяин: Ираклий +995 99 571657 (моб.), +995 99 330003 (моб.).

Отель «Озон». Расположен чуть ниже «Марко Поло». Есть бар, сауна, отличный холл с камином, постояльцев много, тусовка обеспечена, до подъемника бесплатно возят. Хозяин: Гиви +995 99 923672 (моб.), +995 32 223146 (гор.), +995 99 545487 (моб.).

Отель «Сно-2». Расположен прямо на поляне рядом с подъемником, непосредственно напротив «Марко Поло». Отель совсем небольшой, на 14-15 человек, уютно, есть бар, гостеприимные хозяева. Контактное лицо: Георгий Твалчрелидзе +995 32 982982 (гор.), +995 99 516630 (моб.).

Отель «Марко Поло» (Спортотель Гудаури). Дороговато, хотя респектабельно, что и говорить. Есть все (говорят, что это нормальные европейские четыре звезды). Селятся в основном грузины. Телефон: +995 32 996829 (гор.).

Отель «Крестовый перевал» (Cross Pass). Расположен в пяти минутах ходьбы от трассы. Бесплатно возят до подъемника. Есть все: бар, сауна, комната отдыха, много места, много постояльцев, постоянная тусовка. Телефоны: +995 77 782425 (гор.), +995 99 530968 (моб.), +995 99 788584 (моб.), +995 99 500142 (моб.).

Отель «Хада Хатте» (Хижина Хада). Маленький отель, расположенный рядом с верхней станцией второй очереди канатки. Одна большая комната на 8 мест с двухярусными кроватями, тепло, уютно, есть бар. Достоинства – на горе вы будете первыми. Недостатки – добраться ночью в отель после закрытия канатки может быть затруднительным (хотя вопрос решаемый, насколько я понимаю). До закрытия подъемника в нижнем баре хижины постоянно идет тусовка тех, кто катается. Хозяин: Коста +995 99 500105 (моб.).

Кроме того, несколько отелей сейчас строятся и скоро будут готовы, но о них я толком ничего не знаю.
Телефоны все проверенные. Звоните хозяевам напрямую и договаривайтесь. Не стесняйтесь торговаться. А к кровососам-турагентам не обращайтесь. Хозяева встретят вас искреннее и лучше любых турагентов. И денег возьмут меньше.
Добро пожаловать в Грузию!
Опубликовано 
Поделиться
Трансфер и Экскурсии
Коттедж
(6 спален 10+4 чел.)
Горячие предложения
1 USD = 2.6859 GEL
1 GEL = 0.37 USD
1 EUR = 2.8804 GEL
1 GEL = 0.35 EUR
100 RUB = 2.9145 GEL
1 GEL = 34.31 RUB
www.nbg.gov.ge 26.04.2024
Москва-Гудаури-Москва:
70 евро авиа
Отель Ретро (14 чел.)
Скидки на Проживание
Трансфер, Туры и Экскурсии
Доставка еды по Гудаури!
Доставка: еда, кальяны
Используйте прокрутку для просмотра всей таблицы