Загрузите в Загрузите в

Трекинг в горах Грузии

Последнее обновление
Авто отчета: yura

небольшой отчет о нашей поездке в горы Грузии летом 2011, с гордым названием "трекинг в Чаухи и рафтинг на Арагви". Были исследованы интереснейшие районы Хеви, Хевсуретия, Шави...

...И снова Грузия, прекрасная и гостеприимная страна. Снова улыбки (!) пограничников (боже, ну научите наших ребят в форме говорить «добро пожаловать!), встречи с друзьями и очередные открытия этой удивительной страны.

Уже вдоволь накатавшись на лыжах в Гудаури и поднявшись на красавец Казбек, наше летнее приключение решили разнообразить горным походом в неизведанную и загадочную Хевсуретию. Уже само соседство с Чечней и отдаленность от цивилизации щекотало нервы путешественников )).

Наши друзья прилетели раньше и получали удовольствия в серных банях Тбилиси и поездках по Тушетии и Кахетии. В тот момент когда прилетели мы, нас встретили с легким акцентом, набором тостов и винно-чачной продукцией :) .

Забегая вперед, расскажу, по горной Грузии можно совершить массу интересных туристических походов. Пшави, Хеви, Хевсуретия, Тушетия — эти регионы можно посещать через доступные перевалы. Однако, нужно иметь физическую подготовку и желание много ходить пешком. Кроме того, можно нанимать лошадей, арендовать велосипеды и машины (в порядке возрастания цены).
В этот же день, сопровождаемые нашим другом Ило, мы выехали из Тбилиси и направились в Гудаури, в его гостевой дом на высоте 2000м. Как же хорошо в Гудаури и летом!

Но наутро, наскоро позавтракав мы отправились в путь. По плану, в этот день нас ждал переезд на горных велосипедах от знаменитого Крестового перевала, на Военно-Грузинской дороге, к горы с красивым названием Чаухи.

Тут можно процитировать Остапа Ибрагимовича - «Специалисты утверждают, что путешествие по Военно-Грузинской дороге на автомобиле — просто глупость. » (Ильф, Петров "Двенадцать Стульев")

Надо сказать что дорога через перевал достаточно условно называется асфальтовой — снега и горы делают свое дело. А опыт у участников был не высокий. Однако, справившись с первым «мандражем» мы начали спуск с перевала. Кисти рук, сжимающие тормоза, быстро устали, и пятая точка дала о себе знать... Наш друг Славик, пересекший всю Австралию на кроссовом мотоцикле, возвысился в наших глазах до героя. И «о, счастье!», спуск закончился и мы покатились по нормальному асфальту.

Въехав в одно из сел, я увидел прямо над дорогой сторожевую башню и храм. Оставив велосипеды отправились на осмотр достопримечательностей ))

По дороге вспоминал, что я читал в интернете перед поездкой:

Сиони (სიონი) - село на ВГ-дороге, возле которого Остап Бендер танцевал лезгинку. Село интересно своей природой, а так же там есть большая башня - прямо над дорогой - и храм. Храм называтся Сионским, откуда и название села.

Храм этот поход на Болнисский, построенный в 5веке, значит это помоложе. Сторожевая башня прямо над дорогой — чтобы попасть внутрь нужна лестница, обычных дверей нет.

- Как вы думаете, предводитель, - спросил Остап, когда концессионеры подходили к селению Сиони, - чем можно заработать в этой чахлой местности, находящейся на двухверстной высоте?

Закончив с осмотром, покатились в Казбеги, поселок под одноименной горой. Правильнее сказать поселку вернули старое название Степанцминда. Но его продолжают называть Казбеги, в честь местного писателя и поэта 19века, хотя я подозреваю, что просто из краткости.

Боже, какие вкусные хинкали мы там ели! Снова вспоминали сколько «зажимов» должно быть на «правильных» хинкали и общались с нашими гидами. Но, нужно продолжать путь. Поехали обратно, и через несколько километров свернули с главной дороги в горы. Асфальт снова закончился. Снова начались проблемы с переключением скоростей — я никак не мог понять логику и продолжал экспериментировать (первый раз катился на велике). Дорога понемногу начала подниматься в гору. Сразу и не заметно, но поворачиваясь назад, вдруг, видели уходящие в низ склону и пропадающую куда то дорогу....

Тут, вдруг, на обычной поляне мы увидели огромные камни — скульптуры. Читал в интернете, что это местный скульптор и головы принадлежат великим грузинам Шота Руставели, Казбеги и еще кому то из деятелей искусства. Очень необычно и интересно.

И вот финал изматывающего подъема — село Джута.

Из справки: Село Джута, одно из самых высокогорных населенных пунктов над уровнем моря в Европе. По высоте это село спорит только с другим грузинским селом Ушгули что в Сванетии. Не знаю, правда ли, на наших часах высота была где то 2200м.

В Джуте прекрасный кемпинг. Большая поляна, с видом на скальный массив гор Чаухи, наличие пива и еды. Хотя мы, наверное для «погружения» в экзотику (а скорее из экономии бюджета) поселились в гостевом доме. На проверку, гостевой дом оказался обычным домом, где на первом этаже живут куры, коровы и бараны, а на втором люди. В данном случае мы. Дом, принадлежащий 72летнему хевсуру Омару, выполнен из местных материалов — немного камня и сплетенных деревянных веток обмазанных навозом с глиной. Очень экзотично. Первый шок от увиденного был притуплен дикой усталостью и наскоро поужинав, мы легли спать.

Затем был поход к подножию скального массива, купание в горных озерах и легкий забег на перевал.

И вот, мы снова снимаем лагерь. Нам предстоит перейти перевал и наш путь дальше — в сердце Хевсуретии. Основная команда решила, что для полноты впечатлений нужно подняться на перевал верхом на конях. И это действительно было захватывающе.

Я же, с нашими молодыми проводниками Турнике и Дато пошел вперед пешком. Иду на перевал вспоминая выдержки из интернета: «Хевсурети - высокогорная территория, пересеченная глубокими ущельями. Хевсуры грузинский субэтнос, говорят на Грузинском языке. У них отличительные национальные одежды и боевые оружия.»

По утверждению наших проводников, действительно язык хевсуров немного отличается от того языка на котором говорят в Тбилиси. Национальных одежд и оружия мы конечно не увидели. Для этого нужно было остаться на праздник, но у нас был жесткий график.

Кстати, в состав Российской Империи Хевсуретия вошла только в 1813 году в результате похода генерала Симановича. А дорогу в Шатили начали строить только при советской власти в 1930гг.

Ночь в Шатили была тепла, уютна и приятна. Хозяйки кормили нас очень вкусно разнообразными образцами грузинской кухни.

“Отдалённый Хевсуретский посёлок Шатили знаменитый и уникальный образец крепостного дизайна. Расположенный на северном склоне большого Кавказа, за высоким перевалом, в комплекс входит 60 башен, которые связаны между собой и создают большое оборонительное сооружение.

Поселок находится на границе с Чечней, поэтому здесь все серьезно. Поэтому же он обращен фронтом на север.»

Многие историки из за воинственного характера этого народа, а главным образом — из за крестового узора на костюме, связываю происхождение хевсуров с «крестоносцами». Во всяком случае именно в Хевсурети берет начало одна из красивейших традиций: если женщина бросает платок между сражающимися мужчинами — схватка немедленно прекращается....

Судя по описанию Зинаиды Рихтер, Хевсуретия еще в начале 20-х годов была практически отрезана от всего мира. Хевсуры были в состоянии войны и с чеченцами на севере и с пшавами на юге. Хевсуров убивали в Пшавии, а Пшавов в Хевсурети. Дороги еще не было, были только тропы, о которых знали только свои. А когда Шатильцы поругались с жителями Барисахо, то Внешняя Хевсуретия оказалась отрезанной и от Внутренней тоже.

Возможно поэтому традиционное общество продержалось здесь дольше. В 1931 году один автор писал: "Между тем как до настоящего времени в Хевсуретия имеется сильный жреческий институт, пронизывающий собой весь быт этого народа, в Пшавии он наблюдается уже в значительно ослабленной форме, в Тушетии живет только в памяти населения."

О границе. Грузинских пограничников встречали несколько раз. Приятное и доброжелательное общение. Кстати, у них приказ — к туристам подходить без оружия, дабы не пугать. Мелочь, а правильно. Тем более что на нашем пути встречаются толпы израильтян, европейцев, да и местных грузинских туристов.

И вот, завершив «культурную программу», загрузились в маршрутку и выезжаем в сторону Тбилиси. Наш план — преодолев перевал «медвежий крест» спуститься вниз и переночевать в рафтинг-кемпинге, чтобы с утра сплавиться по Черной Арагви. Это один из самых приятных вечеров. После дождя снова тепло и тихо. У нашего друга Коли Мельникова день рождения, мы общаемся восседая на мягких подушках, едим шашлык, пьем виски и закусываем сулугуни и хачапури.

И вот крайний день нашего короткого путешествия. Подъем и завтрак в 8утра и выезжаем к точке старта. Нам предстоит спускаться около 15километров по горной Арагви. Река не сложная,»туристическая», но все равно все слегка возбуждены. Два рафта отчалили почти одновременно и понеслись по реке. Какой восторг!

Время быстро пролетело и вот мы уже сидим в знаменитой ресторации в древней столице Грузии Мцхете: хорошее вино, шашлык, кебаб, хачапури и хинкали — перефразируя классиков, «что еще нужно, чтобы достойно завершить наш тур»!

Потом было прощание в аэропорту и обещания снова и снова вернуться. Наш самолет, наши пограничники без улыбок, задержка рейса Аэросвита в Одессу на 3часа... в общем мы снова дома :)

А Грузия? Сакартвело в наших сердцах навсегда.

Смотрите еще фотоальбом по этой поездке в галерее

дополнительные источники и использованные материалы :

* Хевсурский поход Симановича (1813)

* Хевсуретия. Описание Бларамберга (1835)

* Хевсуретия. Замечательное описание Зинаиды Рихтер (1923)